 |
КАРТА |
 |
|
|
|
|
Что такое перенос авиарейса и чем он грозит туристу
Представьте такую картину: сидишь на чемодане, бубня под нос:
паспорт положил, деньги взял, билет в кармане, ваучер в сумке..." И
вдруг звонок: "Только не волнуйтесь: вы летите не сегодня, а завтра,
и не рейсом NN 111, а рейсом ММ 222. Это простая формальность. И
вылет у вас не из Шереметьево, а из Внуково. Билеты действительны.
Счастливо отдохнуть"...
Прямо скажем: счастье выпало сомнительное, вы поставлены перед
фактом замены рейса (явление нередкое, особенно на массовых
направлениях вроде Турции, Испании, Египта или Туниса). И, привыкнув
к тому, что неожиданности чаще огорчают, чем радуют, стремитесь
понять причину происшествия - хотя бы для того, чтобы успокоиться и
оценить последствия.
Не виноватая я!
Попробуем ответить на извечное "кто виноват?". На первом месте в
черном списке стоят авиакомпании. Варшавская конвенция защищает их
от ответственности практически за любое нарушение договора с
пассажиром, кроме безосновательного отказа в перевозке. Все причины
технические - в самом широком понимании слова: от неисправности
самолета до забастовки или гололеда. Предупреждать об изменении
условий перелета заранее авиаперевозчики не любят, так как до
последнего стараются решить проблему и сохранить лицо. И то, что у
вас билет на регулярный рейс, не только не избавляет от
неприятностей, а, напротив, усугубляет ситуацию: узнать об изменении
времени вылета заранее вы вряд ли сможете, и "приятная" весть
настигнет вас, скорее всего, в аэропорту. Тогда как сотрудники
туркомпаний - организаторов чартеров будут прилагать все усилия,
чтобы предупредить о замене-отмене-переносе рейса как можно раньше.
Правда, их усердие нередко объясняется пословицей "знает кошка, чье
мясо съела". Ведь нередко рейс заменяется или подменяется, исходя из
коммерческих соображений организаторов: туроператора в первую
очередь, авиакомпании - во вторую.
Чартерные кочки
Турфирмы и авиакомпании стараются извлечь максимальную прибыль из
чартеров и допускают переносы рейсов, спотыкаясь на одних и тех же
кочках.
Кочка № 1. "Не договорились"
Участвуют обе стороны. О чем именно они не договорились - абсолютно
неважно (чаще всего имеют место банальные неплатежи). Справедливости
ради нужно отметить: большинство компаний делают все, чтобы
выполнить свои обязательства перед клиентом, лишь бы не нести
финансовых и имиджевых потерь. В этой ситуации самое неприятное для
туриста - отсутствие какой бы то ни было конкретной информации до
того самого момента, когда стороны наконец договорятся.
Кочка № 2. "Просчитались"
Солирует туроператор. Когда объявлены к вылету два рейса
конкурирующих туроператоров, а на каждом из бортов продано около 50%
мест, разумно, конечно, рейсы объединить. Конкуренты полюбовно
договариваются, какой из двух самолетов поднимать. И только случай
решает, полетит человек своим (то есть обозначенным в билете) рейсом
или же будет "сдан" в качестве трофея более удачливому "чартеродержателю".
Особыми неприятностями туристу это, впрочем, не грозит, билеты никто
переоформлять, скорее всего, не заставит (в крайнем случае поменяют
в аэропорту). А вот предложенный перелет может и озадачить: ведь
недобравшие клиентов агентства наверняка сойдутся на более дешевом
варианте перевозки, не всегда удобном для пассажиров.
Кочка № 3. "Пожадничали"
Туроператор снова в паре с авиакомпанией. Речь идет о перепродаже,
то есть попытке посадить на два кресла троих в расчете на то, что
один из них не придет. Вы появляетесь у стойки регистрации и слышите
сакраментальную фразу: "Мест нет". Паниковать, также как и топать
ногами, бесполезно. Люди, допустившие перепродажу на рейсе, все
равно ваших притопов не услышат, а диспетчер на стойке регистрации
ни в чем не виноват. Если речь идет о регулярном рейсе, вас доставят
в пункт назначения чуть позже и, возможно, не прямым маршрутом, а с
пересадкой. Зато не исключено, по более высокому классу
обслуживания... С чартером сложнее: ближайший рейс может
отправляться нескоро (известны печальные случаи, когда туристов
"мариновали" на вылете сутками).
Если в перепродаже рейса виновата авиакомпания, то она, как правило,
обеспечивает скромную трапезу через шесть часов ожидания и ночлег в
случае более масштабного переноса рейса, но от извинений
воздерживается. Туроператор реже принимает участие в судьбе
пассажира до вылета, однако потом пытается загладить вину
индивидуальным трансфером, бесплатной экскурсией или фруктами в
номер.
Кочка особая, лотерейная
Иногда вояжер даже не подозревает, на чем и во сколько он полетит,
-так бывает, когда оператор практикует "финальную" рассадку по
рейсам. Суть ее проста: в распоряжении компании есть места на
нескольких самолетах, вылетающих в один день - скажем, стартующих в
субботу на Барселону (причем, возможно, из разных аэропортов).
Накануне, в пятницу, когда были распроданы путевки, оператор
"раскидывает" туристов по рейсам с таким расчетом, чтобы все
отправляющиеся на один курорт летели вместе. В этом случае
туроператор для их доставки в отели может обойтись минимальным
количеством автобусов, гидов и т. п., за счет чего достигается
заманчивая цена путевки. Правда, "доплачивать" приходится своими
нервными клетками - ожидая звонка из турфирмы накануне вылета и
отыскивая ее представителя в аэропорту (билеты привозят, что
называется, к трапу самолета).
Что делать?
Что же можно предпринять в случае замены-отмены-переноса рейса? Не
лукавя, ответим просто: НИЧЕГО (ну, кроме отказа от поездки,
конечно)! И по многим причинам.
Причина первая, юридическая. Ваше право на перевозку гарантирует
авиабилет. Бланк билета - ваш договор с авиакомпанией. Если вы его
никогда не читали, займитесь этим сейчас и узнаете, что авиакомпания
может не только задержать или перенести рейс, но и отменить его
вовсе. И это нормальные мировые стандарты. С туроператора и вовсе
взятки гладки - у него на все претензии один ответ: "Моя хата с
краю".
Причина вторая, практическая. Сопротивление бесполезно. Однажды
перенос обратного рейса из египетского аэропорта привел к массовым
беспорядкам и избиению до полусмерти представителя турфирмы. Излишне
объяснять, что самолет от этого быстрее не прилетел... Словом,
спокойствие и еще раз спокойствие. Дело-то действительно житейское.
Причина третья, профессиональная. Туроператору раздражение клиентов
невыгодно, поскольку ведет к материальным убыткам. А следовательно,
в случае замены-отмены рейса он и так сделает все от него зависящее.
Попытки "выкрутить ему руки" могут привести лишь к тому, что вы
останетесь один на один со своим билетом - договором на
несостоявшееся авиаобслуживание.
Причина четвертая, философская. А может, это судьба? Если смотреть
глубже, то для полного умиротворения можно вспомнить основную
коллизию фильма "Чужой билет" и вздохнуть с облегчением: если
изменение деталей перелета так прихотливо касается вас, это не
случайно. Все-таки взлететь на высоту 10 000 м и благополучно
приземлиться обратно - это же не в булочную сходить. Может, лучше
довериться судьбе...
Дырка от бублика в качестве компенсации
Законный вопрос туриста: получит ли он что-нибудь за свои страдания,
пусть не зелено-хрустящее, но хоть сколько-нибудь ощутимое, - скорее
риторический. Все, на что вы можете рассчитывать, уместилось в
маленькой табличке:
Ситуация |
Кто и почему может быть
виноват |
Возможные компенсации
со стороны |
Виновата авиакомпания |
Виноват туроператор |
авиакомпании |
туроператора /
турагента |
Замена авиакомпании |
Из-за перепродажи мест |
"Не договорились" |
Никогда |
Утешение: "Зато у этой
компании не было ни одной катастрофы" |
Замена типа самолета |
В 90% случаев: поломка,
"недопочинка", "обморозка" и все что угодно! |
Вследствие успешной
(тогда борт увеличивается) или неуспешной (тогда
уменьшается) продажи путевок |
Ни за что |
Заряд бодрости: "Зато
эта машина самая новая" |
Замена аэропорта |
В 1% всех случаев,
обычно из-за нестыковки с аэропортовыми службами |
Практически всегда,
если заменяется авиакомпания |
Как правило, уже не за
что |
В редких случаях
компенсация расходов на дорогу* |
Изменение даты вылета |
По техническим
причинам. Довольно редко |
По массе причин и
практически всегда |
Обед - ночлег - обед |
Возврат денег за
неиспользованное проживание и питание в отеле |
* К редким случаям
относится замена замена аэропорта возвращения: например,
если клиент оставил машину на стоянке в Домодедово, а
самолет сел в Шереметьево.
|
И в заключение важно еще раз подчеркнуть: по всем существующим законам ответственность за накладки, связанные с выполнением авиарейса, практически никогда не несет туристическая компания. За исключением того случая, когда она же является и АВИАкомпанией... Но это уже экзотика.
|
|
 |
внешний вид |
 |
|
о карте |
Евгений Даниэльян, президент компании "Дельта Электроникс", г. Воронеж |
 |
"Универсальная карта путешественника - вещь одновременно простая и многофункциональная, которая создает уверенность в благоприятном исходе л..." все отзывы >>
|
|